Skip to content
 

Задайте вопрос по оценке деятельности и системе управления компанией на основе KPI

В сентябре 2012 года вышла книга Панова М.М. Директора «Consulting MAXIMA». Название книги: «Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI», издательство Инфра-М.

Предлагаю всем читателям книги высказаться здесь о ней, задать вопросы по теме «Система KPI», а я по мере сил и возможностей постараюсь на них ответить.

Страница на сайте посвящённая книге – Посмотреть. С оглавлением и первыми страницами можно ознакомиться здесь – Полистать. Загрузить методическую модель можно пройдя по ссылке – Модель.

В рамках настоящей ветки принимаются заявки на исправление отдельных элементов методической модели.

19 комментариев

  1. Алексей Андреев:

    Добрый день!
    Скажите пожалуйста в двух словах, что такое KPI и для чего нужна система управления компанией на основе KPI?
    Спасибо!

    • Максим Панов:

      Алексей, добрый день!

      Если в двух словах, то:
      1. KPI – «ключевой показатель результатов деятельности», либо короче «ключевой показатель деятельности» (КПД).
      2. Система управления компанией на основе KPI – инструмент управления компанией в ключевых областях деятельности, которые позволят подразделениям и компании в целом добиться существенных результатов.

      Если рассматривать эти понятия чуть шире, то:
      1. По термину KPI необходимо разобрать состав каждой буквы. KPI образовано от английского словосочетания Key Performance Indicators, где key (ключевой, характеризующий степень достижения какой-либо цели, существенный для работы одной из областей деятельности компании) и indicator (индикатор, показатель). Однако слово performance невозможно однозначно трактовать. Правильную формулировку можно найти в стандарте ISO 9000:2008. Он разделяет слово performance на два термина: результативность и эффективность. По стандарту, результативность — это степень достижения запланированных результатов (прим. автора -способность компании ориентироваться на результат), а эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами (прим. автора – способность компании к реализации своих целей и планов с заданным качественным уровнем, выраженным определёнными требованиями – временем, затратами, степенью достижения цели). Слово performance объединяет в себе и результативность, и эффективность. Таким образом, правильным переводом термина KPI будет «ключевой показатель результатов деятельности», так как результат деятельности содержит в себе и степень достижения, и затраты на получение результата. Страница 3 в книге.

      2. Система управления компанией на основе KPI – позволяет достигать цели компании, помогая лицу принимающему решения более эффективно управлять имеющимися ресурсами в ключевых областях деятельности, на основании информации об экономической и оперативной деятельности компании, отклонениях плана от факта. Отсюда выливается цель системы KPI, это повышение эффективности управления компании в ключевых областях деятельности, концентрация на которых позволит компании добиться существенных результатов. Страница 12 в книге.

      С уважением,
      Максим Панов.

  2. Сергей Потапов:

    Здравствуйте!
    Подскажите, с чего следует начать, чтобы внедрить систему KPI в компании?
    Сергей.

    • Максим Панов:

      Сергей, добрый день!

      Следует начать с того, чтобы сделать план проекта. План проекта разбить на ряд этапов:
      1. Планирование проекта (определение этапов, их результатов и стоимости, подбор команды проекта).
      2. Оптимизация организационной структуры (в зависимости от компании и баланса полномочий и ответственности, данный пункт может быть актуален).
      3. Формирование структуры показателей (финансовых и оперативных).
      4. Создание карт KPI подразделений и компании в целом (карта с планом, карта с фактом, карта для проведения ПФА, карта для отражения плана с учётом факта).
      5. Разработка процесса и документации (регламентация системы KPI).
      6. Разработка ТЗ на внедрение информационной системы (автоматизация системы KPI).
      7. Разработка и проведение обучающего семинара (обучение и аддаптация сотрудников и руководителей к работе с системой KPI – методологией и информационной системой).

      Сергей, с этого надо начать, а дальше действовать по данным этапам. (страницы 83 и 204 в книге)

      С уважением,
      Максим Панов.

  3. Ирина Медведева:

    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, сейчас в моей компании идёт третий заход на проект создания Сбалансированной системы показателей и KPI. В компании проекты связанные с KPI то умирают, то возобновляются, можно ли найти этому какое-нибудь объяснение?
    Ирина.

    • Максим Панов:

      Ирина, добрый день!

      Объяснения найти можно, и их всегда будет много:
      1. Компания не умеет планировать.
      2. Отсутствуют информационные системы, которые позволяют загружать фактические данные по показателям в необходимой аналитике.
      3. Цикл управления (планирование, исполнение, контроль и анализ, регулирование) не реализован или разомкнут.
      4. Нет единого органа управления компанией, всё управление сосредоточено в летучках, планёрках и встречах.
      5. Отсутсвует регламентирующая документация (процесс не описан).
      6. Ответственность за показатели назначается несправедливо, когда менеджер в чьё ведение передают показатель не управляет ресурсами необходимыми для этого и не может проконтролировать результат.
      7. Низкая культура взаимодействия подразделений, отсутствует ориентация на цель. У компании нет дееспособных принципов и навыков корпоративной культуры взаимоотношений сотрудник-сотрудники и сотрудник-заказчик. Все задачи раздаются директивно и авторитарно.
      8. Топ-менеджмент ориентируется только на сиюминутные задачи, не думают над долгосрочным развитием.
      9. Отсутствует проетное управление постановкой системы KPI.
      10. Выбрана неверная технология постановки системы KPI.
      11. Сотрудники занимающиеся разработкой не обладают должной квалификацией.
      12. Систему BSC (и KPI) воспринимают как систему светофоров (т.е. сигнализирующую), а не как систему управления компанией с полным циклом управления.
      13. Недостаточный уровень лоббирования разработки со стороны топ-менеджмента.
      14. Руководство компании ещё не наигралось в технологии управления, вчера делали бюджетное управление, позавчера стратегию разрабатывали, сегодня занялись KPI – не серьёзное отношение к вопросу, нет мотивационной базы у руководства.

      Ирина, любая из этих проблем может если не погубить проект, то свести эффект от системы KPI на 0. Но важно в первую очередь понимать, что система KPI это не поливочный шланг выплёвывающий информацию, это система управления компанией. А значит, необходимо определять границы ответственности (выстраивать организационную структуру), налаживать процесс управления и бизнес модель, создавать регламентирующую документацию, развивать персонал способный создавать системы подобного рода и менять мышление менеджмента если оно не соответствует комплексному видению. Своего рода гарант, что вы не забудите сделать всё правильно, это работоспособная технология внедрения системы KPI и грамотный персонал.

      С уважением,
      Максим Панов.

      • Ирина Медведева:

        Точно! 90% этих проблем присутствуют в компании. Спасибо за помощь!

        Ирина.

        • Максим Панов:

          Ирина, был рад помочь!

          С уважением,
          Максим Панов.

          • Ирина Медведева:

            Максим, первый раз писала в октябре месяце прошлого года. Сегодня март и мы разработали систему KPI по вашей методологии.

            Разместила отзыв на вашу книгу на сайте где её покупала (http://www.chaconne.ru/?id=2682801). Вот сам отзыв:
            В моей компании, было три неудачных захода на проект создания ССП и KPI. Книгу читали вместе всем руководством, действовали по изложенным шагам, в результате не только KPI внедрили, но и стратегию разработали и организационную структуру привели в соответствие. Большое спасибо за качественный материал.

            Большое спасибо за то, что делитесь своим опытом.

  4. Виталий Трофимов:

    Максим, здравствуйте!

    Скажите, сколько в среднем длится и стоит проект по KPI?

    ВТ.

    • Максим Панов:

      Виталий, добрый день!

      Не зная объёмов бизнеса, его отрасль, территориальную распределённость и существующего менеджмента, достаточно трудно сказать, на какой бюджет необходимо рассчитывать. Данные факторы сильно влияют на общую стоимость проекта.

      1. Небольшое и среднее предприятие. Проект в среднем длится от полугода до года. Если проект реализуется собственными силами, то работы будут стоить несколько миллионов рублей, в основном, это затраты на ФОТ. Если реализуется профессиональными консультантами, то в два-три раза больше, в зависимости от компании.

      2. Крупное предприятие и монополист. Проект в среднем длится от полутора до трёх лет. Если проект реализуется собственными силами, может стоить и десять миллионов рублей, здесь уже не только затраты на ФОТ, но и стоимость программного обеспечения. Если реализуется профессиональными консультантами, в полтора – три раза больше. Крупные компании заказывают разработки также у крупных компаний.

      Это приблизительные сроки и цены современного консалтингового рынка по созданию системы KPI, хотя понятно, что дело это не дешёвое. Если компания в настоящий момент очень рачительно относится к деньгам, то лучше делать систему собственными силами, при этом необходимо знать хорошо технологию создания системы. Сила профессионального консультанта в том, что он прекрасно знает технологию, но бизнес всегда лучше знает директор компании, поэтому если внутренняя команда отлично подготовлена результат не заставит себя ждать.

      Несмотря на это, в большенстве случаев вложения в систему KPI оправданы, во-первых система позволит компании управлять на регулярной основе (т.е. стабильно добиваться планируемых результатов и анализировать ошибки), во-вторых это рост стоиомсти компании (за счёт создания системы управления), и в-третьих происходит эффект сдёргивания штор (читай шор), ведь многие директора уверены, что планы у них исполняются на 100%, либо не знают, что делать, когда отклонения в исполнении от планов составляют более 40%.

      Система KPI, это конкурентное преимущество компании, фиксирует области в которых непорядок и заставляет менеджеров думать над тем как достич установленные цели, ведь KPI напрямую ложатся в мотивацию.

      Это небольшое лирическое отступление, хотел только показать, что система KPI не только проедает ресурсы компании, но содержит ряд ощютимых достоинств.

      С уважением,
      Максим Панов.

  5. Андрей Алексеев:

    Здравствуйте, Максим!

    На одном дыхании прочитал Вашу книгу по управлению компанией на основе KPI.
    Книга написана простым живым языком, понятным обычному человеку.
    Узнал много нового, о чем раньше даже не задумывался.
    Чувствуется большой управленческий опыт автора.
    Планирую внедрять Ваши рекомендации в своем холдинге.
    Огромное Вам человеческое спасибо за то, что делитесь своими уникальными знаниями.

    Слышал, что Вы уже написали новую книгу «От идеи до лидерства – жизненный путь корпорации».
    Можете раскрыть секрет, о чем она и когда ожидать в продаже.

    Кстати, почему бы Вам по примеру Глеба Архангельского и Олега Тинькова, не предлагать свои книги Вашим читателям с автографом автора? Я думаю, многие не пожалели бы и 1000 рублей за такие экземпляры.
    Скажите, возможно ли приобрести Вашу новую книгу с Вашим автографом и пожеланиями успеха в бизнесе?

    С глубочайшим уважением,
    Андрей Алексеев,
    Генеральный директор компании «Турпилот»

    • Андрей, здравствуйте!

      Большое спасибо за тёплые слова о моей книге, я старался сделать настоящее практическое руководство. Книгу, работающую по принципу – прочитал, разработал и внедрил. Ведь информация сегодня, это глаза и уши предпринимателя.

      На текущий момент, к изданию готовится книга – Система бюджетного управления – три координаты бизнеса БДР, БДДС, ББЛ (на эту тему моя статья – http://con-max.ru/publication/sbu_04_m_panov_budgetnaya_sistema_koordinat_bdr_bdds_bbl.html)
      Да, неизданная книга «От идеи до лидерства – жизненный путь корпорации» действительно присутствует.

      Книга об этапах развития организации: начало -> окупаемость -> производительность -> лидерство. Привожу макроэкономическую статистику о том, как пройти путь от рождения до лидерства на примере США, КНР и России. Рассказываю, как двигаться от этапа к этапу, как должно изменяться сознание менеджмента, как развивать корпоративную культуру и бизнес модель. Описываю правильные и неправильные стили управления. Всё на практических примерах. Возможно, данное издание не буду печатать в бумаге, а просто выложу в открытый доступ на сайт. Но если книга всё же будет издана с радостью Вам её подпишу (по себестоимости :-) )

      Буду благодарен, если напишите здесь о Вашем опыте построения системы KPI. В свою очередь, я смогу Вас проконсультировать используя блог.

      Андрей, большое спасибо за отзыв о моей книге, для меня это важно.

      С уважением,
      Максим Панов.

  6. Максим, приветствую!
    Сейчас пришел к пониманию, что необходимо внедрять систему для оценки деятельности и управления. Очень заинтересовала Ваша книга. Подскажите пожалуйста, её реально приобрести в электронном виде? Сам не нашел. Спасибо!

Написать отзыв